Листинг и Делистинг ценных бумаг, простыми словами

 

Листинг акций

Что такое листинг

Листинг   — это процесс добавления ценной бумаги  к торговле на определенной площадке. То есть буквально внесение ее в список активов, которые можно приобрести на бирже. Процедура и требования к бумагам зависят как от отдельной площадки, так и от типа актива. Но есть общие этапы и условия, а также законодательная база, которая регламентирует этот процесс.

Важно понимать, что листинг не означает автоматически эмиссию новых ценных бумаг. Это всего лишь «зачисление» активов в списки продаваемых на конкретной бирже. В России листинг регулируется Федеральным законом № 39 «О рынке ценных бумаг».

Цели и задачи листинга на бирже

Для компании вывести свои бумаги для продажи на бирже — эффективный шаг для привлечения капитала и частных инвесторов в бизнес. Однако самой бирже важно допускать до котирования только тех эмитентов  , в чьей добросовестности она уверена. Именно для этого проводится процедура листинга.

Ее основные задачи:

  • разработка и поддержание единого стандарта для эмитентов и ценных бумаг;
  • создание безопасной торговой среды как для инвесторов, так и для эмитентов;
  • уточнение надежности ценной бумаги;
  • формирование репутационных рамок для эмитентов.

Поскольку рынок ценных бумаг — это подвижная система, то одного допуска к торговле мало для обеспечения достаточной прозрачности и уровня доверия к площадке. Биржа может инициировать процедуру делистинга, который необходим, если ценные бумаги демонстрируют низкую востребованность или эмитент перестает соответствовать критериям.

«Основная задача листинга ­– проинформировать инвесторов при принятии инвестиционных решений о качестве, надежности и публичности эмитента», — рассказали в пресс-службе Мосбиржи.

Как попасть на биржу? Все о листинге ценных бумаг1

Основная задача листинга ­— проинформировать инвесторов о качестве, надежности и публичности эмитента (Фото: Shutterstock)

Плюсы и минусы листинга

Выходя на биржу, компания должна понимать, что у листинга есть не только плюсы, но и минусы.

К положительным сторонам листинга относят:

  • возможность привлечь дополнительный капитал для укрупнения бизнеса;
  • репутационные преимущества;
  • потенциальные налоговые льготы;
  • появление высокой ликвидности для акций.

Однако стоит отметить недостатки, которые есть у этого процесса:

  • высокая стоимость самого листинга и сопутствующих трат;
  • требование полной прозрачности финансовой отчетности компании;
  • репутационные риски в случае делистинга или непрохождения листинга и попадания в предлистинговый список;
  • возможная потеря фокуса у менеджмента, когда требуется подготовить документы и организацию компании для листинга.

 

Уровни листинга

Список требований для прохождения листинга у каждой биржи довольно объемный. Не каждая компания может соответствовать абсолютно всем критериям. Поэтому биржи устанавливают несколько уровней допуска, которые фактически выступают в роли градации ликвидности  и надежности бумаги и эмитента. На сайте Мосбиржи можно посмотреть, сколько бумаг входит в тот или иной уровень.

  • Первый уровень — к нему допускаются самые стабильные и ликвидные ценные бумаги. В России такие активы предлагают крупнейшие эмитенты, такие как «Газпром», ЛУКОЙЛ, Сбербанк, АЛРОСА и другие.
  • Второй уровень — эмитенты поменьше, при этом надежность бумаг все равно довольно высокая, а вот ликвидность уже меньше. В этом уровне можно встретить «Аптечную сеть 36,6», КАМАЗ и другие.
  • Третий уровень — это не котировальный список. Здесь к бумаге предъявляются самые базовые требования в соответствии с российским законодательством. При этом биржа не готова ручаться за надежность этих бумаг. Нередко эмитенты попадают сначала на третий уровень, но когда компания доказывает, что отвечает остальным требованиям, бумага перемещается на уровень выше.

Как попасть на биржу? Все о листинге ценных бумаг3

Биржи устанавливают несколько уровней допуска, которые выступают в роли градации ликвидности и надежности бумаги и эмитента (Фото: Shutterstock)

В пресс-службе Мосбиржи пояснили, что важным фактором включения в первый и второй уровни листинга являются требования к корпоративному управлению, то есть прозрачности, эффективности и предсказуемости процессов управления компанией. «Среди требований: наличие независимых директоров в советах директоров, наличие комитетов по аудиту, вознаграждениям и номинациям, корпоративного секретаря, утвержденной дивидендной политики, а также отдельного подразделения по внутреннему аудиту и соответствующей утвержденной политики», — поясняет площадка.

На третьем уровне листинга требований к компаниям намного меньше. В частности, нет обязательств по корпоративному управлению. Но раскрытие информации для инвесторов в любом случае обязательно. На Мосбирже на третий уровень листинга не распространяются требования по ликвидности бумаг и наличию маркетмейкера для поддержания уровня листинга. Тогда как наличие маркетмейкера и поддержание ликвидности являются обязательными условиями для первого и второго уровней.

Как попасть на биржу? Все о листинге ценных бумаг4

Виды листинга

Для обозначения того, какие намерения есть у компании в связи с бумагой, приняты обозначения видов листингов. По одному термину можно понять, какие перспективы у конкретного актива.

  • Первичный листинг ценной бумаги означает первое размещение на региональной бирже, например на Московской или Санкт-Петербургской. Компания только эмитировала ценную бумагу и решила вывести ее на торговую площадку.
  • Вторичный листинг подразумевает расширение зоны торговли ценной бумагой. Такой актив уже отобрали для локальной площадки, как требует закон, и далее последует листинг на иностранной бирже.
  • Специальный листинг, напротив, обозначает ограниченное распространение ценной бумаги. Он требуется для особых активов, например тех, которые будут доступны к покупке только определенной категории инвесторов.

Отличают также и механизм проведения этой процедуры, которая включает в себя взаимодействие разных участников.

  • Прямой листинг направлен на внесение актива в списки одной биржи.
  • Двойной листинг осуществляется, когда компания размещается последовательно на разных биржах, которые друг с другом при этом не взаимодействуют.
  • Кросс-листинг, напротив, означает, что у бирж есть договоренности по упрощению процедур, и если компания хочет котироваться на них, она может пройти листинг сначала на одной площадке, а потом на другой уже по укороченной схеме.
  • Депозитарный листинг допускает до котирования на бирже расписки на ценные бумаги иностранных компаний. Фактически это сертификат на владение активом, который котируется на бирже в другой стране. Но купить его можно на отечественной площадке.

листинг на фондовой бирже

Выходя на биржу, компания должна понимать, что у листинга есть не только плюсы, но и минусы (Фото: Shutterstock)

Процедура листинга

Регламент включения ценных бумаг в список котировок у каждой биржи индивидуальный, но в общем случае компания проходит несколько этапов:

  • подача заявления, к которому прикладываются документы, подтверждающие, что и компания, и ценные бумаги соответствуют требованиям площадки;
  • раскрытие информации о финансовой деятельности компании;
  • проверка ценных бумаг;
  • комиссия, на которой выносится решение о допуске актива до определенного уровня;
  • непосредственный листинг с подписанием договора с компанией.

«На Московской бирже компании нужно пройти всего три этапа, — говорит Владислав Цыплаков, директор по инвестиционно-банковской деятельности BCS Global Markets. — Это так называемый KYC (know your client) — фактически знакомство биржи с эмитентом и его бизнесом, прелистинг (не обязательный, но рекомендуемый биржей этап, позволяющий проработать все детали финальной заявки), когда эмитент предоставляет все необходимые документы (проекты документов), подтверждающие соблюдение критериев листинга, и сам листинг — завершение процесса, в ходе которого биржей принимается окончательное решение о включении ценных бумаг в список инструментов, допущенных к торгам».

По его словам, сроки выхода на биржу могут варьироваться и зависят в основном от готовности документации самого эмитента. В среднем это может занимать полтора-два месяца.

Как попасть на биржу? Все о листинг ценных бумаг

Требования к компании-эмитенту могут быть разными в зависимости от площадки (Фото: Shutterstock)

С точки зрения сроков многое зависит от скорости работы самого эмитента (подготовка документов, презентаций, ответы на дополнительные вопросы биржи по документам), но в среднем можно говорить о полутора-двух месяцах на все этапы.

Требования к компании-эмитенту могут быть разными в зависимости от площадки, но, как правило, они включают:

  • соответствие всем требованиям законодательства страны;
  • регистрация выпуска;
  • определенный объем эмиссии, который для каждого уровня может быть свой;
  • номинальная стоимость ценной бумаги;
  • сроки деятельности компании: для какого-то уровня может быть потребоваться не менее трех лет, а где-то хватит и года;
  • раскрытие отчетности за определенный период;
  • информация по убыткам, дефолту и другим негативным событиям;
  • кредитный рейтинг;
  • обеспечение эмиссии.

Важно учитывать и расходы на листинг со стороны эмитента. Часто выход на листинг сопровождается и проведением IPO. В таком случае общая стоимость процесса может достигать и сотни миллионов рублей, считает Цыплаков. «Если говорить конкретно про листинг, то основной расходной составляющей будет работа сопровождающей процесс юридической фирмы, а также затраты, связанные c рассмотрением заявки биржей, созданием системы корпоративного управления (наем независимых директоров и дополнительных штатных сотрудников), системы раскрытия информации (IR-раздел корпоративного сайта и его сопровождение, работа со сторонними серверами раскрытия информации и т. д.), подготовка аудированной отчетности, которая требует привлечения сторонних специалистов», — подчеркнул эксперт.

 

Делистинг

Рынок допускает и вывод ценных бумаг из котировальных списков биржи. Происходить это может по разным причинам и не обязательно драматичным. Например, если срок действия актива подошел к концу. Однако нередко происходит и принудительный делистинг  . Это требуется в случае, если компания-эмитент обанкротилась или перестала соответствовать требованиям биржи.

Случаются ситуации, когда эмитент сам отзывает свои бумаги с биржи. «Такое решение принимается общим собранием акционеров, — рассказали в пресс-службе Мосбиржи. — Должно быть получено одобрение акционеров и проведены все процедуры, направленные на защиту прав инвесторов, в частности проведен выкуп ценных бумаг. Такое заявление может быть удовлетворено биржей».

Биржа в свою очередь может отказать в делистинге. Это важно для соблюдения прав инвесторов. В таких случаях, даже отказав в делистинге, биржа  снижает уровень листинга или включает в сектор компаний повышенного инвестиционного риска. «Такие действия однозначно сигнализируют рынку об ухудшении качества эмитента или его ценных бумаг. Важно, что у инвесторов все равно будет возможность совершать операции с такими бумагами», — уверяют на Мосбирже.

Источник: RBC

Читать также

Биржа СПбМТСБ заявила о планах запустить расчеты в юанях в 2024 году

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа  (СПбМТСБ) рассматривает FacebookTwitterВконтактеGoogle+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *